Первая часть путешествия - здесь.
Ошмяны
Современные Ошмяны - это город с почти двадцатитысячным населением и историей, начинающейся в 14 веке. Однако, к моменту вхождения поселения в состав Российской империи, после второго раздела Речи Посполитой в 1795, Ошмяны представляли собой еврейское местечко с населением около 1000 человек. За сто лет существования в Черте Оседлости Ошмяны разрастаются в 7 раз и местечко становится настоящим городом, к концу 19 века в Ошмянах проживало 7214 человек из которых более половины жителей составляли евреи (3832).
В 1912 году еврейская община получает разрешения на постройку каменного здания синагоги, которое и сохранилось до наших дней. После Советско-Польской войны Ошмяны входят в состав Польши, а в 1939, после раздела Польши согласно плану Молотова-Риббентропа, отходят к СССР.
История еврейской жизни в Ошмянах заканчивается также, как и в большинстве других еврейских местечках Беларуси, с оккупацией нацистами в июне 1941 года. В Ошмянах было организовано гетто возле здания синагоги (ул. Школьная) в которое, помимо евреев Ошмян, согнали также узников из маленьких местечек: Гольшаны, Сморгонь, Крево и других. В Гетто был образован юденрат и еврейская полиция. Узники гетто уничтожались нацистами партиями в период с осени 1941 по весну 1942 года. Известно, что около 80 узников гетто смогли спастись и воевали с нацистами в партизанских отрядах. Двое жителей Ошмян (Поранские Зофия и Данута ) были удостоены звания Праведники народов Мира за спасение еврея в годы войны.
После войны, при советской власти, здание использовалось под склад.
В данный момент здание синагоги принадлежит краеведческому музею Ошмян и находится в заброшенном состоянии, хотя музей, по мере своих, пусть и довольно скоромных возможностей, пытается вести восстановительные работы. Процесс идет небыстро и он, скорее, сконцентрирован на том, чтобы сохранить то, что еще осталось.
Из уцелевшего интерьера синагоги остался потолок.
Надпись над выходом. Это псалом Давида (Теилим, 113): «От места, где восходит солнце, до места заката прославлено Имя Г-спода.»
Рисунки на стенах. Можно назвать их фресками.
И оконные рамы.
Сотрудники краеведческого музея по крупицам восстанавливают интерьер и, заодно, учат иврит.
Трабы
Небольшое еврейское местечко, в котором до Великой Отечественной войны проживало немногим более тысячи человек, больше половины которых составляли евреи. В период немецкой оккупации трабские евреи были согнаны в более крупное гетто, вероятнеее всего в Ивье, а оттуда этапированы в Ошмянское гетто, где и были уничтожены. Сегодня Трабы - это небольшой агрогородок, а из еврейского наследия осталось только кладбище.
Несмотря на отсутствие еврейского населения, кто-то ухаживает за кладбищем. На могильных плитах краской обновлены надписи, на многих могилах лежат камни (согласно еврейской традиции, на могилы приносят камни, а не цветы), значит кто-то посещает это место периодически.
Ивье
Небольшое, но очень необычное место. До войны был еврейским местечком, однако также Ивье известен своей мусульманской татарской общиной, существующей в Ивье с периода Средневековья по нынешнее время. Ивье исторически был городом четырех религий: православных, католиков, мусульман и иудеев, мирно сосуществовавших в городе на протяжении нескольких веков истории. Для увековечивания такого необычного симбиоза, в центре Ивье поставлен монумент четырем конфессиям на четырех языках, в том числе и на иврите.
Еврейская община также была уничтожена в период немецкой оккупации.
В городе сохранились здания синагог. Они отреставрированы/восстановлены и используются для общественных нужд жителей города. В городском музее есть интересная экспозиция, рассказывающая, помимо прочего, и про еврейскую историю Ивье. Сохранилось и еврейское кладбище.
Конечно, уже невозможно восстановить еврейскую жизнь в этих местечках, потому что какая может быть еврейская жизнь без евреев, однако приятно осознавать, что в некоторых поселениях, бывших до войны еврейскими, ведется работа по изучению и сохранению остатков еврейской истории и культуры, которая, безусловно, является частью общей истории всего Гродненского региона. Да, пусть эта работа ведется не везде и неспешно, но она ведется и это самое главное. Важным мне представляется также и тот факт, что изучением и восстановлением занимаются люди, от еврейства далекие, но искренне любящие свой край.
Автор: Александр Лисовский