trip2geo
Достопримечательности | 10.08.2021

Еврейское наследие Гродненской области, Беларусь

Изображение: Александр Лисовский Еврейское наследие Гродненской области, Беларусь
Приезжая сегодня в бывшие местечки, которые стали обычными белорусскими деревнями, очень мало что напоминает о былом еврейском присутствии и сложно представить, что всего 75 лет назад жизнь в этих краях была совсем другой.

История евреев в этих краях начинается со времен Речи Посполитой, когда им было разрешено селиться на польских и литовских землях и большое количество еврейских переселенцев из Германии (германских княжеств), где их ущемляли в правах, отправилось на восток на территории относительно лояльного и веротерпимого Польско-литовского государства. Известно, что на территорию Польши евреи начинают массово переселяться уже с 13 века, что же касается непосредственно Гродно и региона в целом, то туда еврейская жизнь приходит несколько позже, в 16 веке. После разделов Польши в конце 18 века еврейские штеттлы оказываются на территории Российской империи, создается Черта оседлости, ограничивающая перемещение евреев из мест их традиционного расселения (на территориях современной Польши, Украины, Беларуси, Литвы) и евреи так и остаются в местечках до самого краха Империи. Только Временное правительство после февральской революции 1917 года отменит указ о запрете на перемещение евреев по стране. После Гражданской войны в России и Первой советско-польской войны, территория Гродненской области оказывается в составе Польского государства.

В 1939-1940 годах в соответствии с секретным пактом Молотова-Риббентропа, СССР и нацистская Германия делят восточную Европу. Советские войска входят на территорию Литвы и восточной Польши и присоединяют эти территории к Советскому Союзу. Так, польские евреи становятся советскими.

Великая Отечественная война пришла на территорию современной западной Беларуси спустя всего несколько дней после вероломного нападения нацисткой Германии на СССР 22 июня 1941 года и застала проживающих в этом регионе в многочисленных местечках (или штеттлах на идиш) евреев врасплох. В сам Гродно немцы вошли спустя сутки после начала военных действий - 23 июня, а область была занята в течение первой недели войны. Эвакуироваться попросту не успели, да и не все верили в животный антисемитизм немцев, были еще живы воспоминания о периоде оккупации этой территории войсками кайзеровской Германии в период Первой мировой. Тогда, немцы вели себя корректно по отношению к евреям. В результате, почти все еврейское население Гродненской области оказалось в зоне оккупации и немцы, зачастую не своими руками, а при помощи местных помощников-коллаборационистов начинают проводить политику массового уничтожения еврейского населения.

Для того, чтобы понять масштаб развернувшейся трагедии, стоит отметить, что когда мы говорим о таком понятии как еврейское местечко, мы, как правило, подразумеваем населенные пункты с преобладающим еврейским населением. То есть более половины жителей местечек составляли евреи.

И история гибели всех местечек примерно одинакова: летом и осенью 1941 года немцы практически повсеместно загоняют евреев в гетто, выделяя для этого небольшие жилые площади в одной из частей местечка, и партиями начинают вывозить оттуда в близлежащие леса на расстрел. Абсолютное большинство евреев Гродненской области было уничтожено до весны 1942 года, в некоторых местечках до весны 1943. На этом закончилась четырехсотлетняя история еврейской жизни в этих краях.

Приезжая сегодня в бывшие местечки, которые стали обычными белорусскими деревнями, агрогородами, поселками, очень мало что напоминает о былом еврейском присутствии. Еврейская жизнь, культурная, экономическая, социальная там просто отсутствует. Обычное белорусское село, населенное белорусами. Везде стоят католические и православные храмы и сложно представить, что всего 75 лет назад жизнь в этих краях была совсем другой. Однако кое-какие здания, а также старые еврейские кладбища еще сохранились. Вот что удалось найти.

Желудок.

Еврейское население Желудка до войны: 1800 человек. Практически полностью уничтожено, спастись удалось всего нескольким людям.

Еврейское наследие Желудка

Сохранилось до наших дней здание синагоги. Сейчас в нем сельский культурный центр

Здание синагоги. Желудок, Гродненская область, Беларусь
Здание бывшей синагоги. Желудок, Гродненская область, Беларусь

И здание бывшей еврейской бани – миквы. Сейчас используется как место для складирования.

Здание бывшей миквы. Желудок, Гродненская область, Беларусь
Здание бывшей миквы. Желудок, Гродненская область, Беларусь
Здание бывшей миквы. Желудок, Гродненская область, Беларусь
Здание бывшей миквы. Желудок, Гродненская область, Беларусь
Здание бывшей миквы. Желудок, Гродненская область, Беларусь
Здание бывшей миквы. Желудок, Гродненская область, Беларусь

Лунно

Еврейское население Лунно до войны: 1671 человек (из 2550 жителей). Нацистами были уничтожены 1549 евреев.

Еврейское наследие Лунно.

В деревне установлен мемориальный камень.

Мемориальный камень в Лунно, Гродненская область, Беларусь
Мемориальный камень в Лунно, Гродненская область, Беларусь

В Лунно частично сохранилась старая еврейская застройка, так как некоторые дома были кирпичными и мы можем сегодня отличить их от нееврейский застройки благодаря выложенным на домах магендавидам, а также можем определить год постройки (1930-1931). Такое обозначения еврейских домов не является типичным, как правило дома евреев ничем не отличались визуально от домов всех остальных жителей, но в Лунно, почему-то, строили дома именно с магендавидами. Сейчас это обычные жилые дома в которых живут уже другие люди.

Еврейский дом в Лунно, Гродненская область, Беларусь
Еврейский дом в Лунно, Гродненская область, Беларусь
Еврейский дом в Лунно, Гродненская область, Беларусь
Еврейский дом в Лунно, Гродненская область, Беларусь

Рожанка

Точных данных о количестве евреев в предвоенный период нет.

Еврейское наследие Рожанки.

В агрогородке на данный момент сохранилось здание синагоги, которое после войны использовалось советской властью как здание сельского клуба, позднее было заброшено, а уже в 21 веке было передано православной общине и реконструировано под церковь.

Православная церковь в Рожанке, реконструированная из здания бывшей синагоги, Гродненская область, Беларусь
Православная церковь в Рожанке, реконструированная из здания бывшей синагоги, Гродненская область, Беларусь

В годы существования местечка прямо за синагогой начиналось еврейское кладбище. Это тоже не типично для местечек, обычно его располагали на выезде из поселения. В советский период кладбище было уничтожено, а его территория передана под застройку. Сегодня на месте кладбища расположены два квартала деревенских домов с огородами и огород самой церкви. Огородники периодически находят человеческие останки при вспахивании земли, также на некоторых частных участках остались каменные надгробия на иврите. Доступа к этим надгробиям нет, местные жители не особо рады приезжим.

Индура

Еврейское население Индуры до войны: ок. 2000 человек. Все были согнаны в гетто, а потом этапированы в лагеря смерти.

Еврейское наследие Индуры.

В селе сохранилось здание синагоги 1885 года постройки. В советский период использовалась как склад для удобрений. На данный момент здание заброшено и медленно разрушается.

Здание бывшей синагоги, Индура, Гродненская область, Беларусь
Здание бывшей синагоги, Индура, Гродненская область, Беларусь

Также осталось еврейское кладбище. Относительно ухоженное. Местные жители используют его в качестве пастбища для скота. Также в сентябре 2003 года активисты Дортмундского отделения Гиллель привели кладбище в порядок. На кладбище в могиле с надгробной плитой (оэль, ивр.) покоятся останки раввина Хаима Хайкле (Хаим Индурский), видного деятеля хасидизма конца 18 века. В целом, это одно из старейших кладбищ региона, некоторые ученые предполагают, что здесь есть захоронения 14 века.

Вход на еврейское кладбище, Индура, Гродненская область, Беларусь
Вход на еврейское кладбище, Индура, Гродненская область, Беларусь
Свидетельство о работах, произведенных студентами Гиллель в 2003 г. на кладбище, Индура, Гродненская область, Беларусь
Свидетельство о работах, произведенных студентами Гиллель в 2003 г. на кладбище, Индура, Гродненская область, Беларусь
Могила Хаима Хайкле, Индура, Гродненская область, Беларусь
Могила Хаима Хайкле, Индура, Гродненская область, Беларусь

Россь

Численность еврейского населения в предвоенный период точно неизвестна, вообще история евреев Росси не изучена до сих пор. Известно, что евреи Росси были отправлены в более крупное региональное гетто в Волковыск и там были уничтожены.

Еврейское наследие Росси

Сохранилось здание синагоги, в котором сейчас находится продуктовый магазин.

Наибольший интерес представляет заброшенное еврейское кладбище, находящееся недалеко от деревни. За территорией никто не ухаживал и за 75 лет оно стало частью леса, между деревьями и густыми кустами лежат поросшие мхом и почти ушедшие под землю мацевы (надгробия, ивр.) конца 19, начала 20 века.

Мацева на заброшенном кладбище, Россь, Гродненская область, Беларусь
Мацева на заброшенном кладбище, Россь, Гродненская область, Беларусь
Мацева на заброшенном кладбище, Россь, Гродненская область, Беларусь
Мацева на заброшенном кладбище, Россь, Гродненская область, Беларусь
Мацева на заброшенном кладбище, Россь, Гродненская область, Беларусь
Мацева на заброшенном кладбище, Россь, Гродненская область, Беларусь

В целом, путешествие по деревням, которые еще 75 лет тому назад были центрами еврейской жизни, а сегодня о евреях там никто и не вспоминает, я уж даже не говорю о сохранении какой-то еврейской культуры, оставляет очень тягостные впечатления. Все эти синагоги, могилы, дома - никому не нужны и никого, по-большому счету не интересуют, а служат лишь подтверждением того что еврейский вопрос в годы нацистской оккупации этого региона был решен, и наследовать все это наследие сегодня попросту некому.

Продолжение – здесь

Автор: Александр Лисовский

Поделитесь с друзьями